Ремонт вариатора – процедура дорогостоящая, сложная и, к тому же, не каждый автосервис такой ремонт выполняет. Это один из факторов, смущающий потенциального потребителя автомобиля с вариатором. Впрочем, этот самый фактор не единственный - ну, да обо всем по порядку.
Вариатор изобретен в конце 14 – го века во Флоренции. Но до широкого внедрения ему пришлось подождать почти 5 веков. По сути, вариатор – это промышленная технология, попавшая в автомобилестроение волей случая. Первые вариаторы использовали на ткацких станках и, несколько позднее, на мельничных комплексах.
Назначение вариатора – передача крутящего момента с плавным, без рывков, изменением передаточного числа. Достигается это посредством изменения диаметра ведущего и ведомого шкивов. Передается крутящий момент посредством клинового ремня.
Внешне, автомобиль с вариаторной коробкой передач ничем не отличается от автомобиля с обычной автоматической коробкой: те же педаль газа и сцепления; такая же схема переключения передач. Заметить разницу можно только при езде. Вариатор не имеет ступеней как таковых – увеличение крутящего момента происходит плавно, без заметных переходов. Такая работа коробки очень удобна и практична. Экономия топлива, комфортная езда – неоспоримые преимущества подобной схемы.
Замена вариатора – это, как правило, радикальная мера, но, к сожалению, не редкая. Обусловлено это, в первую очередь, рядом недостатков, ограничивающих использование коробки передач с изменяемым диаметром валов.
Из трех видов вариаторов: с клиноременной передачей, с цепной, и тороидальной, в автомобилестроении чаще всего используется ременная. Она мягче, дешевле, и проще в ремонте. Но именно недостатки ременной передачи предопределяют негативные свойства вариаторной коробки передач.
Во-первых, это ограничение по передаваемой мощности. Каким бы хорошим ремень не был – его возможности по передаче мощности ограничены. Немного спасает комбинация ремня и цепи, но это тоже полумеры. Именно поэтому вариатор устанавливается, как правило, на малолитражных легковых автомобилях, микроавтобусах и мотоциклах. Хотя, современные материалы позволяют несколько увеличить «живучесть» коробки при значительных нагрузках, но это нецелесообразно экономически. Всё же старые добрые механика и автомат для грузовика или автобуса более предпочтительны.
Во-вторых, ограниченный ресурс ремня. Как правило, клиновой ремень не подтягивается, и по мере его изнашивания возникает необходимость в замене новым. Пробег на одном ремне может составлять от 100 до 200 тыс. км. Учитывая, что замена ремня процедура дорогостоящая – это, безусловно, немалый минус. Не лучше дело обстоит и с цепью, правда её ресурс немного выше – 150 – 300 тыс. км.
В-третьих, надёжность вариатора все же ниже, чем у коробок традиционных видов. Это может показаться строго субъективным мнением, но по большому счету так оно и есть.
- Шум: Причин масса, главные из которых – «кончилось» масло в коробке и чрезмерный износ ремня (цепи). Устранение соответствующее – заменить ремень, долить масло, устранив течь в картере. Течь масло, может через изношенные сальники или через зазор в крышке картера.
- Частота вращения на выходе не изменяется или изменяется нелогично: Требуется регулировка коробки, что смогут сделать только в специализированном сервисе. Работа это тонкая и квалифицированная.
- Чрезмерный нагрев: Наиболее распространенная неисправность у «пожилых» авто. Причин много: неправильная регулировка вариатора, несоответствие мощности расчетной, общий износ деталей коробки и ремня, в частности.
В любом случае, если есть подозрение, что коробка работает некорректно, следует обратиться в специализированный сервис. Вариатор неквалифицированного вмешательства не терпит.
Смотрите также: